Тренироваться правильно

Анализируя поток «учебников» по тактико-специальной подготовке, заполонивших в последние годы прилавки книжных магазинов и привокзальных ларьков, невольно приходишь в состояние оцепенения от обилия фантазии авторов, предлагающих и «македонскую» стрельбу, и методики «немецких егерей», и «смершевские», и «старинные жандармские», и множество других «секретных» способов ведения боя. А уж бедный «маятник» совсем «закачали» до такой степени… Ньютону и не снилось. Информационный голод советского периода сменился обилием непонятной и зачастую нездоровой пищи.

Не будем тревожить совесть тех авторов, которые зарабатывают деньги на пропитание довольно рискованным и безответственным способом (надо бы помнить основной принцип «не навреди»), а попробуем встать на место читателя — командира какого-либо военизированного подразделения из города N, которому нужно готовить своих сотрудников к выполнению боевых задач и при этом сохранить их жизни. Что читать, кого слушать, кому верить? Мое мнение: читать и слушать нужно всех, верить нельзя никому. Все нужно проверять на практике и только на практике. Чтобы добыть драгоценный камень, нужно переработать кучу мусора.

Попробуем разобраться.

Что Вы делаете, когда приходите в секцию какой-либо борьбы, чтобы действительно научиться драться, а «учитель» шипит и показывает стойку «дикой уточки»? Вы вежливо приглашаете его «подвигаться» и проводите пару прямых в голову. Если «дикая уточка» не превратилась в «спящего зайчика», Вы остаетесь учиться.

В нашем случае Вы не можете пригласить «подвигаться» всех авторов вышеупомянутых пособий (да они обычно и не соглашаются), но зато имеете прекрасную возможность п р о в е р к и их методик на тренажере — пейнтбольном оборудовании. А зарубежный, и наш собственный, опыт говорит о том, что эта возможность — единственная. Уже более 20 лет почти все военизированные подразделения других стран сидят «на краске» (это, кстати, их терминология), а мы до сих пор на пневматике и холостых патронах. И иногда стреляем боевыми. В тире. «По бумажке». Руководствуясь инструкциями «времен очаковских и покоренья Крыма». А вообще-то, если задуматься, время «трехлинеек» и револьверов системы «наган» давно прошло… О плюсах и минусах такой подготовки я упоминал в предыдущих номерах.

Не имея ни возможности, ни морального права описывать собственный опыт работы с военизированными организациями, я остановлюсь на тех моментах по использованию пейнтбольного оборудования, без которых можно нанести вред, зачастую непоправимый, подготовке сотрудников ГВО:

1) Учитывая статистику случайных ранений сотрудников ГВО на тренировках, в первую очередь соблюдать и нарабатывать технику безопасного обращения с оружием. Пейнтбольные маркеры — отличный тренажер для этого. Шарик вылетает со скоростью 90-120 метров в секунду (как настроишь маркер). Понятно, что будет с глазом при попадании в него.

2) Применять рекомендуемые пейнтбольные маркеры только на расстоянии до 25 метров (пистолеты до 15 метров, спортивные маркеры до 35 метров), где траектория полета шара схожа с траекторией полета пули. Стрелять «навесиком» на 50 метров — это для спортивного и коммерческого пейнтбола.

3) Использовать пейнтбольные маркеры, максимально приближенные к боевому оружию по своим массогабаритным характеристикам (см. www.paintland.ru).

4) Помнить и учитывать минусы пейнтбольных маркеров — отсутствие реального звука и отдачи.

5) Помнить и учитывать плюсы — удар шарика, который прививает необходимый здоровый страх попадания у того, в кого стреляют, и кляксу на его теле, которая тренирует чувство «мышечной памяти» у стреляющего.

6) Использовать минимум одежды, т.к. курсант должен чувствовать боль от попадания шара. В противном случае он теряет ощущение реальности и перестает бояться поражения. К чему это приведет в реальном бою — ясно.

7) В отдельных случаях, например, для усиления болевого эффекта или частичной имитации рикошетов в зданиях, применять резиновые шары cal.0.43.

8) Исключить полностью соревновательный и игровой кураж — «попал, не попал». Наоборот, иногда нужно «подставляться» под оппонента и сообщать ему места поражения на своем теле.

9) Всегда отрабатывать только четко поставленную инструктором задачу, после которой выполняется «разбор полетов». Конструктивно и без ажиотажа.

10) Один и тот же сценарий отрабатывать множество раз, т.к. они будут отличаться друг от друга массой непредсказуемых «мелочей», количество которых необходимо со временем свести к минимуму.

11) Пейнтбольным «террористам», «киллерам» и прочим «злодеям» желательно работать с превосходящим по скорострельности и плотности огня пейнтбольным оборудованием (речь идет о спортивных маркерах), чтобы максимально осложнить выполнение задачи оппонентам.

12) Делать это следует поэтапно, только постепенно усложняя выполнение задачи и по времени, и по наполнению, т.к. выполнение сложной задачи будет казаться курсантам невозможным.

13) «Террористов» нужно подбирать из числа самых подготовленных курсантов, обладающих лучшими физическими и стрелковыми качествами, опытом проведения боевых операций, хитростью и выдумкой.

14) Их главная задача — не «выиграть», а заметить все малейшие ошибки курсантов и обозначить их пейнтбольным шаром (а лучше несколькими). Внимательность, быстрота и точность.

15) К слову, относительно разговоров «мы играем на «честность». Кто-нибудь видел «честного» спецназовца? Если видел, значит, его неправильно учили. Так что, если хотите «играть» — это страйкбол, хардбол, а лучше квазар и боулинг. Если хотите тренироваться — это прикладной пейнтбол. Должна быть боль и краска. После десятого шара в одно и то же место, даже самые «честные» исправляются.

16) Чтобы свести к минимуму возможность непредвиденного развития событий в реальной обстановке (которая присутствует всегда), как можно чаще создавать стрессовые, непредсказуемые тактические ситуации на тренировке.

17) В процессе тренировки полезно иногда менять местами курсантов в группе, чтобы каждый из них побывал в разных «шкурах» и посмотрел на задачу с разных сторон.

18) Обязательно снимать на «видео» первые тестовые упражнения и делать это регулярно, хотя бы раз в месяц, давая возможность курсантам видеть свои ошибки и рост своей подготовки со стороны.

19) Использовать дымовые и светозвуковые изделия, а также привычные курсантам системы связи.

20) Используя защитные очки, маски и прочие приспособления, необходимо помнить о сокращении угла обзора.

21) Использовать максимальное количество разнообразных пейнтбольных площадок и недостроенных зданий (входы, коридоры и лестницы везде разные) или самим строить специальные тактические м о д е л и р у е м ы е сооружения из сподручного материала (шины, доски и т.д.), т.к. тренировка на знакомом неизменном комплексе порождает однотонность действий и привыкание. (Тактическая группа всегда выбирает один наиболее комфортный для нее вариант и действует в предсказуемой обстановке).

22) Помнить о негативном факторе недостроенных зданий — отсутствии закрытых дверей и окон, а также об отсутствии мебели и т.п.

23) Обстановка в тренировочных сооружениях может быть усложнена путем применения различных навесов, перегородок и брезентовых пологов, ухудшающих освещенность и видимость.

24) При работе в здании, не выставлять до начала движения в зону видимости «террористов» своего оружия, частей тела, экипировки и т.п., не передвигаться по открытому пространству, применять технику «быстрого взгляда», смену уровней и темпов стрельбы.

25) Передвижение осуществлять бросками от одной позиции к другой только под прикрытием прицельной стрельбы своей группы. Передвижение и ведение прикрывающей стрельбы должны осуществлять­ся одновременно.

26) Помнить о зрении и слухе, которые в первую очередь необходимо и возможно тренировать. (Тени, блики, движение, звуки от плохо подогнанного снаряжения и т.д.)

27) Занятия полезно проводить в разное время суток (также ночью) и в разнообразных погодных условиях.

28) Ни в коем случае перед тренировкой не употреблять алкоголь (даже пиво). Будет запотевать маска или очки, да и какая вообще в этом случае может быть тренировка.

29) Тренировку необходимо строить, исходя из реальных знаний о тактике вероятного противника.

30) По возможности чаще отрабатывать различные тактические задачи с подразделениями других ведомств и министерств. Опыт, накопленный в нашей стране, ничуть не меньше, чем в любой другой стране мира.

31) Не допускать так называемого момента «заигрывания» в пейнтбол, перемежать тренировки с пейнтбольными маркерами с плановой подготовкой с реальным оружием.

32) Каждый этап тренировок необходимо заканчивать проведением специальных контрольно-проверочных тестов с применением пейнтбольного оборудования.

33) Увеличивать сложность нормативов следует поэтапно, только с ростом подготовки сотрудников.

В заключении еще раз хотелось бы отметить, что различных положительных моментов по использованию пейнтбольного оборудования в подразделениях ГВО довольно много. В самом деле, чем еще можно проверить правильность обработки углов, дверных проемов, лестничных пролетов, коридоров в здании? Или решить проблемы, связанные с проникновением в здание с различных направлений (в частности, ведение огня подгруппами, действующими на встречных или пересекающихся направлениях)? Или протестировать действия группы при штурме каких-либо транспортных средств? И т.д. и т.п. Расставленными и развешанными мишенями с силуэтами злобных террористов? На первом этапе это необходимо. А дальше?

А дальше мишень — самый подготовленный боец Вашего подразделения — Вам ответит из пейнтбольного маркера и протестирует Вас на правильность Ваших действий. Синяки и гематомы на Вашем теле многое расскажут Вам о Ваших ошибках.

Распространение терроризма, возможность проведения терактов, расширение борьбы с наркомафией, криминогенная обстановка — все это делает жизненно необходимым, чтобы сотрудники ГВО в нашей стране располагали всем необходимым тренировочным, в том числе и пейнтбольным, оборудованием для специальной подготовки личного состава, способного успешно действовать в самых разных кризисных и непредсказуемых ситуациях.